
Вольчан вынуждают читать платёжки с лупой
17 мая 2022 г. 11:56
Ну, почему некоторые господа, отхватившие кусочек власти, так любят время от времени, образно говоря, ставить население на уши?! Что означает этот фразеологизм? Устраивать переполох, поднимать тревогу, приводить в состояние крайнего возбуждения. Обойдемся без примеров. Их на нашей памяти предостаточно. Недавно те, кто отвечает за предоставление коммунальных услуг, напомнили, что они главнее потребителей. Поэтому могут делать всё, что им заблагорассудится. И спокойно жить вольчанам не дадут.
Едва стоило одному из читателей «Вольской недели» и сайта получить «Объединённый счёт за жилищно-коммунальные и иные услуги за период: Апрель 2022 г.», как телефоны в редакции, в местном отделении «Единой России», кабинетах администрации раскалились от звонков. Более того, те, кто в состоянии передвигаться, отправились по инстанциям выплеснуть своё возмущение. Только вот не знали, кого «благодарить» за возможность читать документ с лупой. Иначе не разберёшь ни букв, ни цифр. Неизвестный составитель
умудрился на одном листочке уместить информацию сразу трёх организаций: «Саратовэнерго», «Облводоресурса» и «Ситиматика». А также отдельно- напоминание об установленных приборах учёта и расчёты за коммунальные ресурсы, потреблённые на содержание общего имущества. Но многим разобрать всю эту «писанину» невозможно: ни в очках, ни с лупой, то бишь с увеличительным стеклом. Тут и микроскоп не поможет. Надо бы размер шрифта поменьше, да нет такого, по всей видимости, а то бы ещё больше намельчили.
В своё время потребители просили основные платёжки объединить в один документ, чтобы, как они считали, легче платить было. Ну, и допросились. Только времена и нравы изменились. В почтовых отделениях с каждого платежа взимают энную (и весьма приличную) сумму. Последними «сдались» газовики. Отныне на почте берут комиссию и с их платёжек.
Голь на выдумки сильна. Многие стали платить непосредственно в кассах предприятий и организаций: в Энергосбыте, Водоресурсе, горгазе, в управляющих компаниях, в «Вольсктеплоэнерго». Поэтому из общей платёжки вырезали нужную часть. И раньше сделать это было сложно, так как пробелов между платёжками предприятий не было. Теперь это сделать вообще невозможно! Уверена, составители сего злополучного документа, попортившего немало крови вольчанам, особенно людям старшего поколения, в силу возраста имеющих слабое зрение, будут доказывать, что всё это они сотворили на основании имеющихся норм и правил. Не исключено, что просто необходимо подключаться местному Роспотребнадзору. Возможно, дело может дойти и до суда, как это уже случалось в славном городе Иркутске в 2017 году. Там Роспотребнадзор по итогам проверки УК по жалобе жителя выдал организации предписание: управляющей компании необходимо при оформлении платёжных документов печатать текст доступным для прочтения шрифтом.
Контролирующий орган решил, что УК не довела до сведения потребителя обязательную информацию в установленном порядке, так как текст платёжек оформлен мелким, трудно читаемым шрифтом. Это очень затрудняет визуальное восприятие текста, и, в целом, является нарушением ст. 8, 10 Закона о защите прав потребителей». Естественно, УК обжаловала предписание в суде, указав, что эти статьи закона не устанавливают наименование и размер шрифта для печати информации об исполнителе и выполняемых услугах. А до мучений потребителей, которые не могут из-за мелкого шрифта нормально разобраться с присланным документом, им просто наплевать. Как и в нашем случае. Арбитражный суд Иркутска поддержал Роспотребнадзор. Вот его выводы по делу № А19 – 20171/2017: «Платёжные документы можно отнести по аналогии к изданиям второй категории (официальные) и, соответственно, могут быть применены положения СанПиН 1.2.1253 – 03 «Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых». Согласно п. 3.2.4 СанПиН размер шрифта должен составлять не менее 8 кегль. Кегль шрифта – это основной размер, характеризующий шрифт. Размер шрифта официального издания должен составлять не менее 2 мм, что обеспечивает удобочитаемость текста с целью соблюдения прав потребителей на получение полной информации в соответствии с требованиями статьи 8, пункта 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей. Из содержания СанПиН не следует, что он не распространяется на оформление платёжного документа. Кроме того, нормы СанПиН направлены на профилактику заболеваний органов зрения читателей, и, соответственно, на обеспечение соблюдения прав потребителей.
Материалами дела установлено, что мелкий шрифт в платёжных документах крайне затрудняет визуальное восприятие текста, не позволяет потребителю получить полную информацию, поскольку потребитель фактически не может ознакомиться с представленными расчётами для оплаты услуг. В частности, мелкий размер высоты прописных букв и цифр приводит к зрительной нагрузке при чтении и общему утомлению, что не позволяет потребителю ознакомиться доступным способом с информацией в платёжном документе.
Привлечение экспертов для определения размера шрифта, используемого в платёжных документах не требуется, поскольку в рассматриваемом случае оценить возможность визуального восприятия текста административный орган и суд вправе с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, без назначения экспертизы».
Подведём итог разбирательства и тяжбы вольчан с изготовителями пресловутого сводного счёта: размер шрифта должен составлять не менее 2 мм, что обеспечивает удобочитаемость текста с целью соблюдения прав потребителей на получение полной информации.
Казалось бы, что всё ясно. И следующие объединённые платёжки не должны больше возбуждать вольчан. Независимо от того, было это недомыслием или злонамерением авторов и исполнителей злополучного документа.
#ВОЛЬСК, #Актуально, #Статьи
Автор: Редакция сайта | Рубрика: