Поделиться:


Авторизация:


Успешно добавлено

Продолжить
Произошла ошибка:

Проверочный код не верный или не найден идентификатор объявления
Повторить
Добавить ссылку на фото:

Добавить
Загрузить фото:

Формат допустимых файлов: jpeg, png, bmp, gif.
Размер каждого из файлов не должен привышать: 10 мегабайт



Письмо редактору:




Отправить
Поиск:

Искать
Поиск в архивах:

Укажите дату:
Он с неба штурмовал Берлин

Он с неба штурмовал Берлин


15 апреля 2022 г. 14:46

Немало орденов и медалей заслужил ветеран Великой Отечественной войны, полковник ВВС Василий Дмитриевич Корунчиков за годы войны и послевоенной службы. Из медалей он выделял «За взятие Берлина». Только Берлин он брал с неба. Весной сорок пятого лейтенант Корунчиков командовал звеном 12 бомбардировочного орфденов Кутузова и Александра Невского авиационного полка. В конце апреля его как раз представили к награждению орденом Красного Знамени. В наградном листе уточняется, его экипаж совершил на тот момент «несколько налетов на по переднему краю обороны немцев на подступах к гор. Берлину и бомбардировку гор. Берлина, где совершил 4 успешно выполненных боевых вылета». А до этого Корунчиков на своем Ту-2 бомбил яростно сопротивлявшихся фашистов под Кенигсбергом, в нескольких портах Германии. И это дало возможность «нашим наземным войскам продвинуться вперед и овладеть этими населенными пунктами».

С тяжелым сердцем летал Василий Дмитриевич на бомбардировку железнодорожного узла Минск. Ему было больно видеть, во что превратили гитлеровцы столицу его родной Белоруссии. Это потом Василий Дмитриевич узнал, что германская авиация применила против Минска уже испытанную ею в Европе тактику мощного воздушного удара. Он наносил городу больше вреда, чем наземная операция. Результаты бомбардировки белорусской столицы были таковы, что по признаниям самих немцев сильно разрушенная Варшава казалась нетронутым городом в сравнении с нещадно разбомбленным Минском. По немецким данным Минск уже летом 1941 года был разрушен германской авиацией на 85%. В городе уцелело всего 15% зданий.

Корунчиков понимал, что ускоряет освобождение родной Белоруссии. И старался, чтобы бомбы попали точно в цель. 29 июля сорок четвертого года в результате налета железнодорожный узел Минск «был выведен из строя, и противником было оставлено до 50-ти эшелонов с техникой и различными грузами». В небольшом наградном документе уместилась почти вся фронтовая биография Василия Дмитриевича, участвовавшего в боевых действиях на Северном Кавказе, на Калининском, Ленинградском, 1-м и З-м Белорусском и 1-м Прибалтийском фронтах с 23 мая 1943 года.

В момент зачисления Корунчикова в полк, тот получал первые бомбардировщики Ту-2. Осваивали машины на аэродроме Кубинка под Москвой. Экипаж самолета обычно состоял из 4-х человек. Конструкция Ту-2 была полностью цельнометаллической, клепка потайной. Вооружение бомбардировщика состояло из 2 авиационных 20-мм пушек у бортов фюзеляжа. Для защиты задней полусферы применялись от 3 до 5 пулеметов калибра 7,62-мм, установленных в 2–3 стрелковых точках. Шасси самолета было убираемым. Кабина пилота, а также сидевшего за ним штурмана-стрелка располагалась в носовой части экипажа, перед крылом самолета. В самом носу самолёта кабина имела остекление для лучшего обзора пилота вниз и вперёд. Штурман для лучшего обзора был немного смещён вправо. Кабина стрелка-радиста находилась за крылом самолёта и имела обзор вверх и назад. Люковая «кинжальная» установка для обстрела вниз и назад обслуживалась или стрелком-радистом, или отдельным стрелком. Экипажи кроме разведывательных заданий, вылетали на бомбардировку районов скопления железнодорожного подвижного состава противника в Борисове, Витебске и Минске. В заключительных сражениях уже в небе Германии Ту-2 блестяще продемонстрировал преимущества скоростного бомбардировщика и скоростного разведчика. Скорость и мощное оборонительное вооружение практически не давали противнику шансов на успех.

24 июня сорок пятого года в то время еще лейтенант Корунчиков участвовал в в Параде Победы в Москве, на который отбирали лучших из лучших. У фронтовиков должно было быть не меньше двух орденов и рост не менее 170 сантиметров. Но случались и исключения, как с фронтовым разведчиком Иваном Васильевичем Морёновым, которого в столицу отправил сам маршал Иван Христофорович Баграмян.

Планировалось провести и воздушную часть Парада. Предполагалось отобрать по одной дивизии каждого рода воздушных войск. Генеральная репетиция парада состоялась 21 июня, однако день Парада Победы из-за сложностей с погодой и низкой облачности воздушную часть пришлось отменить. Отменили и демонстрацию трудящихся. Но лётчики до последнего надеялись, что дождь закончится, небо прояснится, и им дадут команду пролететь над столицей, Красной площадью.

Сразу после Парада Корунчиков отправился к месту дислокации полка в Забайкалье в состав 12-й воздушной армии. «С 9 августа по 3 сентября мы работали по целям в Манчжурии, — вспоминал полковник в отставке Корунчиков, — с аэродрома Корниловка в Монголии. За всё время боевых действий мы потерли всего один самолет, да и то в результате аварии. Из-за возгорания двигателя Ту-2 совершил вынужденную посадку на базовом аэродроме».

Как всё просто и буднично получалось, по словам ветерана. Конечно, что-то стёрлось в памяти, но то были боевые действия, и по самолётам били зенитки с земли, и встречали в небе истребители противника. Конечно, бомбардировщикам работы в той войне выпало меньше. Тем не менее, как сказано в наградном листе, экипажу Корунчикова удалось вывести из строя одну из железнодорожных станций. Заместителя командира эскадрильи лейтенанта Корунчикова за успешное участие в боевых действиях представили к награждению орденом Красного Знамени. Но в последний момент кто-то из командиров решил, что лётчик достоин ордена Отечественной войны. Так как Василий Дмитриевич уже имел такой орден I степени, то получил Орден Отечественной войны II степени.

Трудно складывалась послевоенная судьба многих фронтовиков. Одни возвращались к мирному труду, даже не имея ни одной гражданской профессии. Другие оставались в армии, как лейтенант Корунчиков, связавший свою судьбу с юной учительницей, Валентиной. И началась у них кочевая гарнизонная жизнь: Латвия, Белоруссия, Брянская область. В конце пятидесятых — начале шестидесятых один из руководителей страны решил, что нужнее авиации ракетная техника. А заодно распорядился и армию сократить на «миллион двести». Многие фронтовики были вынуждены расстаться с армией, да еще и без пенсии. Хотя некоторым не хватало дослужить до нее всего несколько месяцев. «Армия — это вам не собес», — жёстко говорили им при увольнении. Василию Дмитриевичу довелось целый год командовать полком, которому надлежало стать ракетным.
В 1961 году Корунчиков с женой, дочерью и сыном оказался в Вольске в должности старшего преподавателя военного училища, готовившего специалистов не только для авиации, но и для обслуживания ракетных установок. А потом училище сменило профиль. Оно стало выпускать офицеров для служб тыла. После этого и Корунчиков стал штатским человеком. Его знания, опыт, пунктуальность и обязательность оказались востребованными и на гражданке. Он никогда не отказывался и от встреч с молодежью, будущими защитниками Родины. И всегда говорил по делу, без лишнего пафоса, рассказывая о подвигах их сверстников в Великую Отечественную. А еще многие любовались семейной парой Корунчиковых, когда супруги рука об руку шли по городу. Тяжелая болезнь оборвала жизнь Василия Дмитриевича. А недавно ушла в мир иной и Валентина Федоровна, которая, как и муж, гордилась своими детьми и внуками. Виктор тоже стал военным, окончив танковое училище. Дочь Валентина — кандидат биологических наук.

Не раз доводилось мне и коллегам беседовать с Василием Дмитриевичем. Правда, он не любил, как и многие фронтовики, говорить о том времени. Зато с удовольствием рассказывал о Ту-2, на котором летал всю войну. «Фронтовые пилоты, — признавался он, — очень высоко оценивали «тушку». Нам нравилась высокая эффективность самолёта, способного сбрасывать на цель бомбы большой массы. Удовлетворяли мощное оборонительное вооружение, легкость в пилотировании и высокие лётные качества. Случалось, возвращались на аэродром на одном двигателе. Это только в песне машина возвращалась на честном слове и на одном крыле».
Жалею, что лишь недавно узнал, что на Ту-2 Корунчикова был изображен тигр. Сохранилась фотография экипажа, сделанная во время войны с Японией. На ней командир стоит слева. Так и осталось неясным, почему именно тигр красовался на машине отважных пилотов-бомбардировщиков.




#ВОЛЬСК, #Актуально, #Статьи
Автор: Редакция сайта | Рубрика:
КОММЕНТАРИИ

ВСЕ СТАТЬИ
8 ноября 16:59 671 0
Путешествие в прошлое. Вольск в 1890 году
3 ноября 14:40 514 0
Василий Злобин и нижегородские ополченцы
3 ноября 14:31 528 0
Старинный Вольск отрыл свои секреты...
20 октября 17:17 608 0
Лицеист — звучит гордо!
11 октября 13:12 726 0
Роман Бусаргин продуктивно посетил Вольск
12 сентября 13:03 1.1K 0
Областные органы не могут справиться с вольской свалкой
1 сентября 15:21 1.3K 0
Берег правый: Волжский взвоз
30 августа 14:47 1.3K 0
В Вольске побывали учёные-палеонтологи
9 августа 16:04 1.6K 0
На Привольске начался приём документов на подключение к водоводу
6 июля 16:16 2K 0
Жители Большевика припомнили главе зимние дороги
29 июня 12:49 2.1K 0
Без техосмотра, но со средней скоростью: готовы новые поправки в КоАП
15 июня 14:35 2.3K 0
Лучшим-честь за службу, по труду
14 июня 20:58 1.9K 0
Когда гордость на всех одна
6 июня 15:21 2K 0
Без вины виноватые
26 мая 17:15 2.2K 0
Решаемы ли главные проблемы Вольска?
17 мая 11:56 2.1K 0
Вольчан вынуждают читать платёжки с лупой
15 апреля 14:46 2.5K 0
Он с неба штурмовал Берлин
15 марта 13:35 2.6K 0
Что происходит с ценами на продукты?
5 марта 17:35 2.6K 0
Ах, эти шляпки женские и роковое танго!...
3 марта 17:20 2.6K 0
Жителей Шихан превратили в должников
22 февраля 11:28 2.4K 0
Роман Бусаргин: «Разговор будет открытым!»
10 февраля 12:20 2.6K 2
Вышла электронная версия газеты Вольская неделя
31 января 18:06 2.4K 0
Музей. Плещеевская панорама
25 января 13:42 2.2K 1
Здесь реальность и фантастика рядом
Показать еще
ВИДЕО

ОПРОС
Вы сможете прожить без интернета?
Голосовать
МЫ В СОЦ. СЕТЯХ