Легенды волжских берегов
21 октября 2020 г. 11:06
На правом берегу Волги, высоком и крутом, как символ вольности и свободы, лежит небольшое и с виду неприметное село — Девичьи Горки. Но история его настолько удивительна, что до сей поры вызывает немалый интерес как у историков и этнографов, так и у простых путешественников. Особенно это странное название — Горки, да ещё и девичьи! Может, когда-то здесь любили собираться девушки — хороводы водить, с юношами встречаться да плести венки и пускать их по шумливым волнам непокорной и свободолюбивой Волги. Но нет: тайна возникновения села, как и многие другие секреты, надёжно хранимые в этих местах, уходит своими корнями в столь древние времена, когда и Руси-то, как таковой, ещё не было...
Говорят, что в средневековье жили по берегам Волги племена "амазонок", славу которых позже присвоила себе Южная Америка. Отец истории Геродот, живший в V веке, писал о таинственных племенах амазонок - воинственных женщин, которые нападали на соседние племена, уводили скот, и не было с ними никакого сладу . Девушки во время набегов выбирали себе мужей, которых после рождения ребенка выгоняли назад в свое племя с мальчиками, а девочек воспитывали в своем духе. Однажды они переправились через Танаис (Дон), напали на скифов и увели в плен, кроме скота, ещё и мужей. Через год они стали выпроваживать мужей в скифию, но те не хотели уходить. Были скифы не менее воинственными и близки амазонкам по культуре и языку, и вот так, как говорит Геродот, произошло племя сарматов. Какое-то время селились сарматы по правой стороне Волги, а потом ушли в иные края. И лишь осталось в память о тех знаменательных событиях ласковое и греющее душу слово — Девичьи Горки. Но это лишь часть легенды. По другим суждениям, жила в этих краях девица по имени Пелагеюшка. И вот однажды увидела она, как прристал к берегу, где её домик стоял, резной чёлн. Вышел на берег молодой казак — высокий, чернобровый, статный. Глянул он на Пелагеюшку — и влюбился. И девушке парень по душе пришёлся. «Как тебя зовут, добрый молодец?» - спросила она. «Степаном кличут. - ответил казак. - А по отцу Разиным прозывают». Жили молодые в любви и радости, да недолгим счастье оказалось: надобно было Степану в края дальние отправляться, поскольку был он в сильной опале у царя. Расставаясь, обещал Разин невесте любимой в скором времени вернуться. Ждала его Пелагеюшка верно и преданно. А как через некоторое время вернулся её возлюбленный, нашептали ему языки злые, что не верна ему была возлюбленная. Осерчал Степан, не стал слушать оправдания девушки. Схватил он в сердцах топор да и убил Пелагеюшку. А когда понял, что не прав был и обманули его недруги, залился слезами горючими и велел похоронить бывшую свою любовь со всеми почестями и насыпать на могиле её высокий холм, который с тех и прозвали в народе «Девичьей горой».
Само же село было основано во второй половине XVIII столетия вольными крестьянами, выселившимися из соседней Терсы на новое место. Закрепощены Девичьи Горки были, очевидно, в 1797 году при императоре Павле I, даровавшем деревню вместе с Терсой графине Шарлотте Карловне Ливен. По другой, народной версии, деревня стала помещичьей чуть раньше – при Екатерине II, которая, по воспоминаниям местных старообрядцев, "за услугу дарила господам крестьян". До воли крестьяне состояли на барщине, после крестьянской реформы 1861 года вышли на дар и разделили землю по ревизским душам. Располагался дарственный надел по скату Терсы, у берега которой также находился выгон, за которым имелись два поля пашни. Кроме того землю арендовали в барской экономии. Надел был ровный, состоял из среднего качества чернозёма с супесью и хрящеватой подпочвой. Сеяли русскую пшеницу и редко рожь, популярные в прошлом овёс и просо почти полностью забросили. Севооборот практиковали трёхпольный, возделывали землю однолемешными трёхконными русскими плугами и деревянными боронами с железными зубьями (стальные запчасти покупали в Балакове и у местных кузнецов, деревянные изготавливали сами). Лес (до 30 десятин, дуб и вяз) и покос имелись на берегу Волги. Рубили деревья на колья, строительный лес покупали в Балакове, а на дрова и прочие нужды – в экономии Ливен. Помимо дров также топили кизяками. Общественными запашками (для хранения зерна имелся магазин) и садоводством занимались с давних времён, подсадки покупали в Новояблонке Хвалынского уезда, плоды и ягоды возили на продажу в Балаково , куда в трёх верстах к северу имелась постоянная переправа через Волгу. В деревне в 1880-х годах работали больница и двухклассное училище , кроме того детей обучали частно у старых девок и вдов. Также работали кабак и карантинный пункт. Важным промыслом являлось рыболовство. Тянулась деревня, состоявшая из одной улицы шириной в четыре сажени, вдоль берега Волги; в полуверсте пролегала большая дорога из Вольска в Хвалынск. Одним из самых известных сельчан, имя которого почитают и до сих пор, стал Иван Михайлович Днепровский (отец Иоанн) , который в 1908 году стал законоучителем в одноклассном училище Министерства народного просвещения в селе Девичьи Горки. 17 июля 2002 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о прославлении в лике святых иерея Иоанна Днепровского.
В основном же православное население деревни было приписано к Богоявленской церкви Терсы, находившейся в семи верстах. Среди населения был распространён раскол. Крупнейшей общиной была беглопоповская, местная администрация целиком состояла из старообрядцев, что особенно способствовало укоренению раскола в Девичьих Горках. Православное население активно участвовало в черносотенном движении, особенно в период Первой русской революции. И только примерно после 1912 года в селе наконец построили свой, собственный православный храм. Однако недолго сельчанам пришлось радоваться дому Божьему. В годы советской власти 28 января 1930 года Постановлением заседания Президиума Нижне-Волжского Краевого Исполкома Советов РКиК депутатов было утверждено представление Вольского Окрисполкома о закрытии и ликвидации храма «учитывая настоятельные просьбы батрацких, бедняцких и середняцких частей населения села Девичьи Горки, образовавших единый колхоз». Здание храма было передано под школу.
В советские годы Девичьи Горки входили в состав Терсинского сельсовета. Дети обучались в школе села Широкий Буерак, при которой в послевоенные годы был организован интернат. В 1955 году здесь открылась сельская библиотека.
В настоящее время село является частью Терсинского муниципального образования. По данным переписи 2010 года в Девичьих Горках проживают 90 мужчин и 102 женщины. Работают в селе библиотека с культурно-досуговым центром, фельдшерско-акушерский пункт, почта, два магазина. Село частично газифицировано, имеется водопровод.
,,.Широка и вольна Волга-матушка. Много тайн и секретов скрывают её окрестности. Нужно лишь прислушаться — и в журчании воды, шелесте деревьев и крике перелётных птиц ты услышишь необычайную и неповторимую повесть о давних временах, узнаешь о том, как жили наши предки и откроешь новые, неизведанные страницы истории великого государства под названием Русь.
#ВОЛЬСК, #Актуально, #Статьи
Автор: Редакция сайта | Рубрика:
Правила передвижения на электросамокатах и других средствах индивидуальной мобильности
На постоянную работу требуются
Канализация затопила посёлок Клёны
Сила Добра
Двадцать шестая годовщина Красной Армии
Полвека не такой уж долгий срок…
Александр ИГОНИН: «Главное - вместе дело делать»
Шёл 906 день Великой Отечественной...
Конференция Движения Первых
Шёл 887-й день войны...
Из древних веков эта сказка пришла...
Куй железо, пока подрядчик не обанкротился
Неприятности вместо льготы
Фотографии - свидетельства истории
Шёл 855 день Великой Отечественной…
Точки на карте Вольска. Кочевали гимназистки по городу...
Первый волгский писатель
Генерал травяного хоккея из ВВАТУ
И кружат листья белоснежные, а даль туманна и грустна...
С друзьями и мечтой крылатой - в путь!
Вместе брать новые высоты!
Альфа-Банк открыл первый офис в Вольске
Важная информация для поступающих в Вольский медколледж
Доходный дом Егора Левшина