Поделиться:


Авторизация:


Успешно добавлено

Продолжить
Произошла ошибка:

Проверочный код не верный или не найден идентификатор объявления
Повторить
Добавить ссылку на фото:

Добавить
Загрузить фото:

Формат допустимых файлов: jpeg, png, bmp, gif.
Размер каждого из файлов не должен привышать: 10 мегабайт



Письмо редактору:




Отправить
Поиск:

Искать
Поиск в архивах:

Укажите дату:
Вольск - перекрёсток древнейшей истории Евразии

Вольск - перекрёсток древнейшей истории Евразии



30 августа 2019 г. 9:06

Когда начинается история Вольска? Большинство вольчан наивно полагает, что история Вольска начинается с XVII века, с возникновения Малыковки и других поселений на берегах Волги. В лучшем случае - с XVI века, после ликвидации Астраханского ханства в 1566 году и основания Саратова в 1590 году, когда Нижнее и Среднее Поволжье начинает активно осваиваться переселенцами из центральных районов России. Возможно, кто-то из местных любителей истории вспомнит о Золотой Орде, образовавшейся в XIII веке и включавшей в себя территорию нынешней Саратовской области. И лишь специалисты - историки и археологи - знают, что заселение территории Вольского района произошло в глубокой древности, в так называемый доисторический период.

Очевидно первые постоянные поселения здесь возникают еще в эпоху энеолита и раннего бронзового века (IV-III тысячелетия до н. э.). Об этом свидетельствуют многочисленные рукотворные курганы, исследованные археологами в Вольском и соседнем с ним Хвалынском районах. Курганы создавались жителями древнего Поволжья на могилах вождей племен, военачальников, представителей племенной знати не только с целью увековечивания памяти о них. По-видимому, древние курганы также исполняли функцию территориальных и пограничных знаков, закреплявших за племенами право на владение своими землями. Множество таких курганов располагались вдоль реки Терешки в Вольском и Хвалынском районах. Изначально они имели большие размеры (вероятно десятки метров в высоту), однако за прошедшие 5-6 тысячелетий под воздействием природных стихий превратились в небольшие возвышенности.

Археологи обнаружили и исследовали здесь самый большой древний курган Саратовской области возле станции Дубовый Гай (Хвалынский район), получивший название "Золотой". Судя по его огромным размерам (диаметр - 140 метров), первоначально он был возведен над могилой вождя одного из племен раннего бронзового века (III тысячелетие до н. э.). Но впоследствии использовался другими племенами и народами для более поздних захоронений на протяжении двух тысяч лет. Такие захоронения археологи называют "впускными". В главном, самом раннем захоронении были обнаружены металлические изделия и керамика погребального инвентаря (наконечники стрел, ритуальная курильница и т.д.). По мнению специалистов, значительные размеры кургана и могильной ямы под ним связаны с формированием новой культурной общности из разрозненных племен бронзового века, т.е. с началом складывания нового народа. В других подобных местных курганах археологи находят бронзовые кинжалы, воинские атрибуты, детали конской упряжи и т.д. Эта новая этнокультурная общность сформировалась в Поволжье в позднем бронзовом веке (II тысячелетие до н. э.) и получила название "срубной" культуры, так как характерной чертой погребального обряда этой древней цивилизации стало обкладывание могил деревянными срубами. "Срубники" укладывали своих покойников в позе спящего человека - на левом боку с руками возле лица и подогнутыми ногами. Такая поза умерших, вероятно, отражает некие религиозные представления, существовавшие у местного населения.

Одной из главных особенностей вольских и хвалынских древних курганов является наличие кенотафов, т.е. символических захоронений. Кенотафы - достаточно редкое явление в древности. Они представляют собой полноценное захоронение с могильной ямой и погребальным инвентарем, но без самого умершего человека. Очевидно, по верованиям жителей нашего края в эпоху бронзового века было можно так хоронить своих соплеменников, которые погибли где-то далеко от родины, например, в военном походе, или в других случаях, когда было невозможно похоронить покойника с полагающимися обрядами. Такой уникальный кенотаф был изучен на границе Вольского и Хвалынского районов в начале 2000-ых годов у села Ново-Яблоновка. Он оказался самым крупным кенотафом Поволжья, размер его погребальной камеры со срубом составил 7 на 3 метра. Возможно, это был кенотаф знатного человека либо коллективное символическое захоронение на несколько человек. Найденный погребальный инвентарь состоит из керамических сосудов, наконечников стрел, ножей и другого оружия.

Классическими погребениями срубной культуры считаются захоронения XVIII-XII веков до н. э., исследованные в 2006 году возле вольского села Ново-Покровка. Здесь были обнаружены около 50-ти курганов, под одним из них находилось 25 захоронений. В них уже отсутствуют оружие и другие воинские атрибуты. Вместо этого в могилах находят орудия труда, украшения, а зачастую только посуду с погребальной пищей. Очевидно, у людей того времени уже формируются рационалистические взгляды на природу и устройство мира, они уже не хотят закапывать в землю ценные вещи из металла, заменяя их символическими предметами. Но при этом в детских могилах количество погребального инвентаря даже больше, чем в захоронениях знати. Даже новорожденных детей хоронили со всеми подобающими ритуалами. Т.е. можно говорить не только о практицизме людей, но и о гуманизации общества той эпохи. Кроме того, новопокровские погребения уже свидетельствуют о значительном социальном расслоении местного населения, о формировании сложной общественной иерархии. Судя по древним захоронениям в Вольском районе, также можно говорить о прекращении войн и сложившейся стабильной культурной общности народов степной и лесостепной зон Поволжья и соседних регионов в эпоху поздней бронзы.

Невозможно достоверно установить этнокультурную принадлежность племен, проживавших в Саратовском Поволжье, в том числе на территории Вольского района. Вероятно, что на конец бронзового века (II тысячелетие до н. э.) приходятся процессы формирования народов и языков, разделение протоиндоевропейцев, выделение ираноязычных племен из языковой группы индоариев. Ученые предполагают, что племена, занимавшие обширные территории на юге современной России от Причерноморья до Урала, были именно ираноязычными. Это предположение основано на том, что позднее эти земли были заселены родственными ираноязычными народами - сначала скифами, а затем сарматами. Таким образом, территория Вольского района была одним из мест, где протекали важнейшие социально-культурные процессы, процессы этногенезиса индоевропейских народов и происходили важнейшие события древнейшей истории человечества.

Гораздо полнее наши знания о о народах, населяющих вольский край в более позднее время - в I тысячелетии до н. э. К этому времени наступает кризис общества срубной культуры, вызванный перенаселением и изменением климата и, как следствие, переселением древних народов, их столкновением, ассмиляцией, вытеснением одних племен с их исконных земель другими более многочисленными племенами. Речь идет, в частности, о скифах, расселившихся на огромных пространствах Евразии, в том числе в Поволжье, в начале I тысячелетия до н. э. О скифах мы знаем не только по археологическим данным, но и из многочисленных древнегреческих и древнеримских исторических источников. В III веке до н. э. скифов начал вытеснять другой ираноязычный народ - сарматы. О них также имеются сведения в письменных источниках античной эпохи. Скифы и сарматы сыграли важную роль в истории древних государств Европы, Причерноморья, Кавказа, Малой Азии и Ближнего Востока. Они участвовали во многих войнах между крупнейшими государствами древнего мира, оказали большое культурное влияние на формирующиеся народы Европы и Азии, в том числе на этногенез восточных славян. Палеолингвисты считают, что многие гидронимы (названия рек) в России и сопредельных государствах имеют сарматское происхождение. На территории Саратовского Поволжья, вероятно, обитали племена восточных сарматов, известные по письменным источникам как аорсы. К середине III века н. э. аорсы и другие сарматы вытесняются из Поволжья в результате нового "Великого переселения народов". Начинается новый этап истории.




#ВОЛЬСК, #Актуально, #Статьи
Автор: Артем Сергеевич Бахтин, Аркадий Борисович Батуев | Рубрика:
КОММЕНТАРИИ

ВСЕ СТАТЬИ
18 апреля 16:57 80 0

Правила передвижения на электросамокатах и других средствах индивидуальной мобильности
1 апреля 9:25 318 0

На постоянную работу требуются
29 марта 16:50 298 0

Канализация затопила посёлок Клёны
12 марта 17:09 562 0

Сила Добра
16 февраля 14:46 827 0

Двадцать шестая годовщина Красной Армии
24 января 13:15 1.2K 0

Полвека не такой уж долгий срок…
17 января 13:41 1.2K 0

Александр ИГОНИН: «Главное - вместе дело делать»
13 декабря 15:05 1.6K 0

Шёл 906 день Великой Отечественной...
13 декабря 14:36 2.5K 0

Конференция Движения Первых
22 ноября 15:42 1.9K 0

Шёл 887-й день войны...
21 ноября 12:25 1.9K 0

Из древних веков эта сказка пришла...
9 ноября 15:48 2K 0

Куй железо, пока подрядчик не обанкротился
3 ноября 13:06 2.1K 0

Неприятности вместо льготы
26 октября 16:26 1.9K 0

Фотографии - свидетельства истории
20 октября 16:05 2K 0

Шёл 855 день Великой Отечественной…
19 октября 15:25 1.7K 0

Точки на карте Вольска. Кочевали гимназистки по городу...
18 октября 16:13 1.3K 0

Первый волгский писатель
17 октября 17:01 1.2K 0

Генерал травяного хоккея из ВВАТУ
17 октября 15:41 1.3K 0

И кружат листья белоснежные, а даль туманна и грустна...
12 октября 17:03 795 0

С друзьями и мечтой крылатой - в путь!
5 сентября 13:27 1.4K 0

Вместе брать новые высоты!
7 августа 14:07 1.7K 0

Альфа-Банк открыл первый офис в Вольске
4 августа 12:43 1.6K 0

Важная информация для поступающих в Вольский медколледж
1 августа 15:46 1.4K 0

Доходный дом Егора Левшина
Показать еще
ВИДЕО
ОПРОС
В России хотят отказаться от бумажных квитанций за ЖКУ. Как вы к этому относитесь?
Голосовать
МЫ В СОЦ. СЕТЯХ