«Белое солнце пустыни» взошло в Калмантае
23 марта 2018 г. 17:19
Кто не видел хотя бы один раз этот фильм?! Даже космонавты берут с собой на орбиту диск с нестареющей комедией-боевиком. Но мало кто знает, что его успеху во многом способствовал наш земляк Николай Степанович Конюшев.
Он родился в феврале 1939г. в с.Калмантай. В 31 год снялся в фильме «Кража», в котором дебютировал и как второй режиссёр. В том же году ассистировал режиссёру Геннадию Полоке на съёмках фильма «Один из нас», в котором главную роль сыграл блистательный Георгий Юматов. И даже сыграл небольшую роль. Хотя и хотелось сниматься самому, Николай всё больше занимался режиссурой. В качестве второго режиссёра он участвовал в съёмках фильмов «Лев Гурыч Синичкин», «Безымянная звезда», «Частное лицо». И заслужил славу гения актёрского подбора. Особенно это проявилось на съёмках фильма «Белое солнце пустыни» ровно 50 лет назад. Правда, лента вышла на экраны в 1969г.
В 1988г. Конюшев снял фильм «Лапта», потом стал директором киноленты «Факультет ненужных вещей». Не всем суждено стать великими актёрами и режиссёрами. Но, судя по всему, Николай Степанович не жалеет о том, как сложилась его творческая судьба. И, конечно, вспоминает свою главную работу на «Белом солнце…».
Время было непростое: ввод союзнических войск в неспокойную Чехословакию. Определённые цензурные трудности в те дни пришлось пережить многим режиссёрам–постановщикам. Николай Конюшев всё время выискивал по всей стране нужных артистов. Обеспечивал их присутствие на съёмочной площадке. В самый разгар съёмок одна из «жён» Абдуллы исчезла. Конюшев нашёл её в Ленинграде. И с огромным трудом уговорил вернуться в знойный Дагестан, где снимался фильм. Подвёл группу и Георгий Юматов, исполнявший роль товарища Сухова. Владимир Яковлевич Мотыль вспоминал: «Юматов - человек горячий - накануне ввязался в драку. Его избили, на лице кровоподтёки, синяки...». Пришлось срочно приглашать Анатолия Кузнецова.
Режиссёр никого, кроме Павла Борисовича Луспекаева, в роли таможенника Верещагина видеть не захотел: «Но актёр перенёс ампутацию обеих стоп. Как предлагать столь физически трудоёмкую роль человеку, который едва передвигается, ступая лишь на пятки?!». Мотыль попросил встреться с ним Конюшева. И тот добился, чтобы жена Луспекаева приоткрыла дверь, и он в щёлку просунул сценарий. И Павел Борисович встретился с режиссёром: «Во время нашего разговора он расхаживал по комнате: демонстрировал, как хорошо держится, хотя, конечно, это доставляло ему немалые страдания. Я говорю: «Садитесь, иначе я не смогу сесть». Он, сразу перейдя на «ты»: «Да брось, видишь, как я хожу! Если подойду на роль, сапоги сконструируем специальные». Я понял, что Верещагин у меня есть!»
Но чего стоили актёру эти изнуряющие съёмки! Например, драку на баркасе снимали в шторм, баркас качался. А Луспекаев передвигался и дрался, стоя лишь на пятках. Выходя из кадра, цепляясь за поручни и верёвки, которые специально для этого мы протянули, он иногда обессиленный опускался на палубу. Для актёра фильм стал прощанием с кинематографом и с жизнью…
Удивительно, но женщин из гарема коварного Абдуллы, за исключением одной настоящей актрисы, сыграли непрофессиональные исполнительницы. Всех их нашёл Конющев. Велту Деглав он нашёл в Латвии. А ещё одна, по имени Зина, работала в Питере в гостинице «Астория». Она отказывалась: «Я за ночь зарабатываю больше, чем вы в месяц заплатите мне». И всё-таки согласилась. И вторую Гюльчатай нашёл Конюшев: случайно обратив внимание на юную красавицу, которая прогуливала урок в Ленинградском балетном училище им.Вагановой. Гюльчатай стала единственной её ролью в кино. Кроме Гюльчатай у Абдуллы были ещё жены: Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла и Зульфия... Мотыль хотел, чтобы гарем состоял из девушек и женщин разных типажей.
И здесь Конюшев не подвёл режиссёра. Татьяна Кричевская (Джамиля) и игравшая её же в эпизодах Галина Умпелева были профессиональными актрисами. Галина стала потом примой Екатеринбургского драмтеатра, а Татьяна вошла в историю фразой: «Когда я была любимой женой, мы видели нашего господина каждую ночь…» «Восточную красавицу» Лиду Смирнову Конышев обнаружил за прилавком: и она стала Лейлой. Самой мудрой была Саида - Светлана Сливинская, невероятно образованная женщина, владеющая несколькими языками, очень любившая кино. Снимались также красавицы Зина Рахматова и Татьяна Ткач.
Фильм с огромным трудом всё-таки сняли, но его, как говорится, положили на полку: Мотыль отказался вносить в него 26 поправок чиновников. В один прекрасный день на дачу Брежневу подбирали боевики, которые тот любил. Одного фильма не хватало, и тогда решили послать «Белое солнце», надеясь, что до него очередь не дойдёт. Но Леонид Ильич посмотрел фильм вместе с родными и гостями. Наутро он позвонил министру кинематографии: «Молодец, хорошие фильмы делаешь». И тот сразу подписал выпуск «Белого солнца пустыни» на экраны…
#ВОЛЬСК, #Актуально, #Статьи
Автор: Редакция сайта | Рубрика:
Правила передвижения на электросамокатах и других средствах индивидуальной мобильности
На постоянную работу требуются
Канализация затопила посёлок Клёны
Сила Добра
Двадцать шестая годовщина Красной Армии
Полвека не такой уж долгий срок…
Александр ИГОНИН: «Главное - вместе дело делать»
Шёл 906 день Великой Отечественной...
Конференция Движения Первых
Шёл 887-й день войны...
Из древних веков эта сказка пришла...
Куй железо, пока подрядчик не обанкротился
Неприятности вместо льготы
Фотографии - свидетельства истории
Шёл 855 день Великой Отечественной…
Точки на карте Вольска. Кочевали гимназистки по городу...
Первый волгский писатель
Генерал травяного хоккея из ВВАТУ
И кружат листья белоснежные, а даль туманна и грустна...
С друзьями и мечтой крылатой - в путь!
Вместе брать новые высоты!
Альфа-Банк открыл первый офис в Вольске
Важная информация для поступающих в Вольский медколледж
Доходный дом Егора Левшина