Взлеты и падения: 37 авиакатастроф Саратовской области. Часть 2
25 января 2018 г. 15:28
Перейти к первой части
Дата: 8 августа 1943 года
Время: 14:30
Место происшествия: Саратовская область, район Балашова
Тип воздушного судна: Ли-2
Экипаж прилетел в Балашов, чтобы забрать моторы М-105 и перебросить их в Курск. После взлета самолет резко перешел в набор высоты. Несколько раз он то набирал высоту, то снижался. Поднявшись на 25-30 метров, воздушное судно начало падать и работающими моторами ударилось о землю. Самолет, пробежав от места столкновения с землей 140 метров, загорелся и, горящий, прокатился еще 110 метров, после чего остановился. Все шесть членов экипажа погибли.
Комиссия установила, что моторы, которые перевозило воздушное судно, были закреплены недостаточно прочно, тремя-четырьмя гвоздями, из-за чего один из моторов, проломив пол в момент взлета, зажал тросы руля и этим лишил экипаж возможности управлять самолетом.
Дата: 13 января 1945 года
Время: 15:45
Место происшествия: район Саратова
Тип воздушного судна: Douglas C-47
Категория рейса: военные задачи
Экипаж совершал полет по маршруту Куйбышев - Саратов (Разбойщина). На борту находился один пассажир и 2089 кг груза.
Весь день аэропорт Куйбышев получал из Саратова сводку, в которой подчеркивалось, что погода будет неустойчивой. Тем не менее, метеослужба выдала экипажу летный прогноз. Дежурный диспетчер аэропорта Куйбышев только через час после вылета сообщил центральному аэродрому Саратов о том, что на Разбойщину (сейчас это аэродром Саратов-Сокол) направляется воздушное судно. Тем временем аэропорты Саратова, в том числе Разбойщина, были закрыты по метеоусловиям.
Командир корабля, прибыв в район Саратова, попытался установить связь с аэродромом. Но начальник радиостанции не прослушивал эфир, занимаясь, по показаниям свидетелей, посторонними делами.
Командир решил не возвращаться в Куйбышев, несмотря на достаточный запас горючего. Экипаж зашел на закрытый туманом Заводской аэродром (ныне Саратов-Южный), прошел точно над ним и на малой высоте продолжал полет по ложбине в направлении на Разбойщину. Полет проходил на высоте 150-170 метров, но на маршруте имелось так называемое "превышение местности более 200 метров". Встретившись с препятствием, командир корабля начал интенсивно набирать высоту и разворачиваться налево. Потеряв скорость во время разворота, самолет упал на землю на склоне оврага Корольков Сад, разрушился и сгорел. Пять членов экипажа и один пассажир погибли.
Дата: 13 мая 1952 года
Время: 08:56
Место происшествия: Татищевский район, 1,2 км западнее села Карякино
Тип воздушного судна: По-2А
10 мая 1952 года пилота отправили опылять леса в Кологривовский лесхоз Саратовской области. Перед вылетом он был проинструктирован и проверен командиром отряда. Но на месте работы никто не рассказал ему о порядке и особенностях обработки сложного участка.
13 мая пилот взялся за дело в 04:30 по московскому времени и произвел 11 вылетов. Все они проходили над лесом, на высоте 10 метров над кронами. Во время последнего вылета пилот выполнял заход над верхушками деревьев по направлению к крутому склону оврага. Из-за этого он был вынужден увеличить угол набора высоты до сверхкритического. Машина потеряла скорость, свалилась на нос, ударилась о землю, разрушилась и сгорела. Пилот погиб.
В заключении комиссия, расследовавшая катастрофу, указала на неудовлетворительную подготовку и организацию работ по опылению в отряде и отсутствие контроля над работой пилота со стороны командования. Также в документе было отмечено, что пилот принял неправильное решение производить опыление вверх по склону, из-за чего при наборе высоты допустил потерю скорости.
Дата: 10 августа 1955 года
Время: 11:45
Место происшествия: Краснокутский район, 11 км северо-восточнее аэродрома Комсомольское
Тип воздушного судна: По-2
В день происшествия в Краснокутском летном училище ГВФ проводились учебные полеты. Пилот-инструктор в 11:25 поднялся в воздух с курсантом для выполнения виражей и восьмерок с кренами 55°, боевых разворотов и скольжения. Через 20 минут самолет потерпел катастрофу в 11 км северо-восточнее аэродрома Комсомольское. Пилот-инструктор погиб при ударе. Курсант в бессознательном состоянии доставлен в местную больницу, где через 4 часа скончался.
Расследование установило, что самолет находился на высоте 700-800 метров после выполнения фигур в горизонтальной плоскости, что соответствовало заданию на полет. Потом он перешел из горизонтального положения в штопор, что не было предусмотрено, и в положении крутого правого штопора, после 5-6 витков, ударился о землю. Перед ударом экипаж выключил зажигание и перекрыл бензокран.
По характеру входа самолета в штопор эксперты установили, что он был специально введен в него курсантом по заданию пилота-инструктора.
Главной причиной катастрофы комиссия назвала заедание ручки управления корзиной опустившегося переднего сиденья, где находился курсант. Именно это не позволило вывести машину из штопора.
Дата: 11 сентября 1961 года
Время: 08:55
Место происшествия: Краснокутский район, недалеко от поселка Коммунист, 16 км западнее аэродрома Красный Кут
Тип воздушного судна: Як-18А
Пилот-инструктор и курсант Краснокутского летного училища ГВФ совершали учебно-тренировочный полет. После выполнения задания пилот-инструктор доложил руководителю полетов, что работу закончил. Тот разрешил экипажу снижение до 300 метров. Экипаж команду подтвердил. Больше связи с бортом не было.
Машина была обнаружена разрушенной в районе колхоза "Коммунист" в 16 км западнее от центрального аэродрома Красный Кут. Пилот-инструктор и курсант погибли.
По показаниям очевидца, самолет на высоте 500-600 метров из пологого снижения начал падать на левое крыло. Затем, резко снизившись, зацепил землю левым крылом, ударился левым колесом и мотором и загорелся.
По заключению комиссии, материальная часть самолета была исправна до удара самолета о землю. Основной причиной катастрофы была признана грубая ошибка курсанта в технике пилотирования, из-за которой самолет потерял скорость, и крайне позднее вмешательство пилота-инструктора в ситуацию.
Дата: 20 февраля 1962 года
Место происшествия: Перелюбский район, 7 км юго-западнее аэродрома Перелюб
Тип воздушного судна: Як-12М
Пилот выполнял почтовый рейс по маршруту Саратов–Горный–Пугачев-Ивантеевка–Перелюб и обратно. В 09:09 с грузом 180 кг почты Як-12М вылетел из аэропорта Саратов и в 10:58 сел в Пугачеве. Дальнейший полет до Перелюба задерживался из-за плохой погоды и тумана.
В 11:35 диспетчер разрешил полеты. Самолет отправился в Перелюб через Ивантеевку. Через 44 минуты по этому маршруту из Пугачева вылетел Ан-2.
После небольшой стоянки в Ивантеевке пилот Як-12М с оставшимся грузом почты весом 15 кг направился в Перелюб, куда не прибыл. Командир Ан-2, следовавший тем же маршрутом, попал в непогоду в районе Перелюба и вернулся в Пугачев.
Разрушенный Як-12М обнаружили в 7 км западнее Перелюба ученики Перелюбской средней школы около двух часов дня 21 февраля. Пилот погиб.
По показаниям очевидцев и экипажа Ан-2, погода в районе места происшествия в момент катастрофы была облачной, с плохой видимостью.
Пилот, попав в непогоду, решил возвращаться. При развороте самолет внезапно вошел в облачность. Пилот был дезориентирован, а машина вошла в крутую спираль. Не имея достаточного практического опыта, попав в сложную обстановку, пилот не справился с управлением, не смог восстановить пространственное положение. Самолет в витке спирали ударился о землю.
Дата: 5 февраля 1965 года
Время: 13:17
Место происшествия: Краснокутский район, близ а/д Горецкое
Тип воздушного судна: Ан-2
В 8:48 по московскому времени самолеты Ан-2 начали перелет на полевой аэродром Горецкое, где планировалось обучать молодых пилотов.
Однако из-за ухудшения метеоусловий на Горецкое полеты были прекращены. В 12:00 руководитель полетов, получив разрешение на перелет, начал выпускать самолеты на Центральный аэродром, с интервалами 2-3 минуты.
Первым производил взлет пилот-инструктор Гореев (фамилии изменены), на борту находились семь курсантов 3-го курса. Набрав высоту 100-120 метров, Гореев начал разворачиваться вправо, чтобы выйти на Центральный аэродром. Через 5-6 секунд после этого самолет вдруг стал поворачивать налево. Руководитель полетов попытался связаться с экипажем, но Гореев смог ответить только: "Сейчас". После этого крен машины увеличился, и она пошла на снижение. Экипаж не реагировал на команды руководителя полетов: "Выводите, выводите, выводите". Самолет с большой скоростью и небольшим левым креном ударился о землю, разрушился и сгорел. Все находившиеся на борту 8 человек погибли.
Наиболее вероятной причиной катастрофы комиссия, проводившая расследование, назвала вылет и полет самолета с заарретированными авиагоризонтами, которые были разарретированы экипажем после первого разворота, в положении левого крена. Грубо говоря, это значит, что до определенного момента бортовой гироскопический прибор, который используется лётчиком для управления и стабилизации летательного аппарата в воздухе, был зафиксирован специальным приспособлением в определенном положении. Не убрав арретир с авиагоризонтов и пилотируя самолет по приборам, летчик получал неправильные показания. Также свою роль сыграли и сложные метеоусловия. "Способствующими причинами явилось отсутствие должной организации и руководства полетами и их метеообеспечения 05.02.65 на а/д Горецкое и в аэроузле училища", - говорится в заключении.
Дата: 22 июня 1967 года
Время: 17:50
Место происшествия: Краснокутский район, 2 км западнее а/д Красный Кут
Тип воздушного судна: Як-18А
В день происшествия планировались учебные полеты с курсантами.
Первый взлет инструктор произвел в 13:14. В 16:10 самолет приземлился и зарулил на заправку. После этого Як-18А поднялся в воздух со следующим курсантом. Выполнив несколько разворотов, пилот спокойным голосом доложил на землю: "68-й на рабочей" и продолжил дальнейшее снижение до высоты 6-7 метров, как это и было предусмотрено упражнением. Затем что-то пошло не так. Самолет начал снижаться, но при этом не разворачивался, как того требовало задание. На пути самолета появилась линия электропередачи. Увидев ее, пилот увеличил режим работы двигателя и перелетел через ЛЭП, после чего машина столкнулась с землей и загорелась. Экипаж погиб.
По результатам расследования, наиболее вероятной причиной катастрофы посчитали возгорание на самолете на высоте около 100 метров. В этой аварийной обстановке пилот-инструктор, видимо, принял решение произвести вынужденную посадку, но, увидев перед собой ЛЭП высотой в 11 метров, начал маневрировать и не справился с управлением.
Одной из причин катастрофы комиссия назвала ошибку курсанта, который закрыл пожарный кран Як-18А, в результате чего двигатель, проработав 10-12 секунд, неожиданно для пилота-инструктора выключился. Готовясь к вынужденной посадке, инструктор, скорее всего, обнаружил, что пожарный кран закрыт, открыл его уже на малой высоте и двигатель неожиданно для него резко заработал. Встретив на пути препятствия, инструктор энергично перевел самолет в набор высоты, при этом потерял скорость и столкнулся с землей.
Позже в приказе начальника управления учебными заведениями Министерства гражданской авиации СССР среди прочих причин катастрофы укажут и эту: в кроки (схема местности — прим. редакции) аэродрома не внесена ЛЭП, проведенная в марте 1967 года через площадку для вынужденных посадок, указанную в инструкции по производству полетов.
Дата: 1 декабря 1971 года
Время: 21:48
Место происшествия: Саратовская область, близ а/п Саратов
Тип воздушного судна: Ан-24Б
Экипаж 260 летного отряда произвел взлет в аэропорту Уфа в 19:59 по московскому времени. Прогноз погоды в Саратове обещал облачность в 10 баллов, видимость 500-1000 метров и обледенение в облаках.
Полет проходил на высоте 6 000 метров. Снижение для захода на посадку экипаж выполнил по установленной схеме и в 21:46 приступил к четвертому развороту. Но уже в 21:47:50 диспетчер заметил уклонение самолета вправо после завершения разворота, о чем и сообщил экипажу. Ответа не последовало. На дальнейшие вызовы экипаж также не отвечал.
Полностью разрушенный и частично сгоревший самолет нашли в поле в 13 км от начала взлетно-посадочной полосы. Погибло 57 человек: четыре члена экипажа и 53 пассажира.
Устанавливая причины катастрофы, комиссия выяснила, что руководитель полетов вовремя не передал информацию об обледенении в облаках. Эти данные экипаж получил уже между третьим и четвертым разворотами. Ан-24Б находился в облаках примерно 3 минуты 50 секунд. При неработающей противообледенительной системе за это время в уязвимых местах мог образоваться лед толщиной 15 мм. Экипаж принимал меры по сохранению скорости полета, переводя двигатели на повышенный режим и закрывая краны системы кондиционирования. Но эти меры не предотвратили выход машины в режим неуправляемого движения.
Столь серьезная трагедия не должна была остаться без внимания. Но декабрьские номера газет не упоминали об этом даже в кратких заметках. Впрочем, газеты практически ничего не писали и об одной из самых крупных советских авиакатастроф — столкновении двух Ту-134 над Днепродзержинском 11 августа 1979 года. Тогда погибло 178 человек, в том числе 17 членов узбекского футбольного клуба "Пахтакор".
Дата: 24 сентября 1972 года
Время: 10:15
Место происшествия: Новоузенский район, 1 км северо-восточнее Александров-Гая
Тип воздушного судна: Ми-1А
Командир вертолета и авиатехник работали на газопроводе Средняя Азия - Центр с базированием в рабочем поселке Александров-Гай. В день происшествия пилот выполнила задание по доставке представителя заказчика из поселка Кысык Камыс к себе на базу.
В полете командир развернула вертолет против ветра и начала разгон скорости с набором высоты. В процессе разгона вертолет с высоты 10-15 метров стал снижаться с большим углом и левым креном. В 305 метрах от места взлета Ми-1А лопастями несущего винта задел сваленное в кучу арматурное железо, затем коснулся земли. Еще через 10 метров вертолет ударился о землю левым колесом шасси. Развернувшись на 140° от направления полета, вертолет упал и разрушился.
Пилот погибла, авиатехник получил тяжелые травмы.
По показанию очевидцев и авиатехника, вертолет потерял управляемость во время набора высоты. Установить однозначно причину этого не удалось из-за полного разрушения кабины.
Дата: 18 марта 1973 года
Время: 18:15
Место происшествия: 2 км западнее Красноармейска
Тип воздушного судна: Ми-4
Экипаж вылетел по маршруту Красноармейск - Буровая №19 (населенный пункт Топовка) - Красноармейск. На борту находились 9 пассажиров. Полет проходил при плохих метеоусловиях. По показаниям пассажиров, вертолет следовал на очень малой высоте вдоль дороги. Командир воздушного судна был вынужден сесть на попутной вертолетной площадке, за 2,5 км до Буровой №19, чтобы уточнить у руководителя группы рабочих свое местонахождение. После двухминутной стоянки экипаж вновь поднялся в воздух и полетел на малой высоте. Высадив служебных пассажиров на буровой и взяв одного пассажира, в 18:00 экипаж выдвинулся в Красноармейск.
По показаниям очевидцев, погода не улучшилась. В результате вертолет на скорости 100-130 км/ч упал на заснеженное поле и разрушился. Два члена экипажа и пассажир погибли.
Главной причиной катастрофы комиссия назвала "столкновение вертолета с землей из-за нарушения экипажем безопасной высоты при выполнении полета в метеоусловиях ниже установленного минимума погоды командира вертолета".
Дата: 21 сентября 1973 года
Место происшествия: район Саратова
Тип воздушного судна: Ми-2
Ми-2 потерпел аварию из-за отказа двигателя. Информации о погибших нет.
Дата: 06 июля 1974 года
Место происшествия: Аткарский район, недалеко от а/д Синицино
Тип воздушного судна: Ан-24Т
Категория рейса: военные задачи
Экипаж в составе двух курсантов 3-го курса Балашовского высшего военного авиационного училища лётчиков (командир и помощник командира корабля), штурмана, борттехника и воздушного радиста выполнял тренировочный полет. При заходе на посадку на полевом аэродроме Синицино в один из двигателей попала птица. Произошла его самопроизвольная остановка и переход воздушного винта в режим авторотации (вращение винта с помощью набегающего потока воздуха, во время авторотации создается подъемная сила, достаточная для планирования, маневрирования и мягкой посадки судна). Экипаж неразборчиво доложил об отказе двигателя, но руководитель полетов, приняв доклад помощника командира корабля с латышским акцентом, не разобравшись, запретил экипажу снижаться. Время было упущено, у самолета быстро начался крен выше предельно допустимого с потерей высоты. Аварийная ситуация развивалась скоротечно вплоть до катастрофической. Экипаж пытался, но не смог перевести воздушный винт отказавшего двигателя в режим принудительного флюгирования (поворот лопастей воздушного винта регулируемого шага в такое положение, при котором предотвращается авторотация винта, а вклад винта в лобовое сопротивление самолёта становится минимальным). Самолет быстро потерял высоту и с большими креном и вертикальной скоростью столкнулся с землей до посадочной полосы, взорвался и сгорел. Экипаж погиб.
Дата: 10 марта 1976 года
Место происшествия: а/п Саратов
Тип воздушного судна: Ан-24РВ
Экипаж выполнял пассажирский рейс по маршруту Уфа - Саратов. На борту находились 52 пассажира, груз и почта.
При снижении на посадку самолет пролетел выше глиссады (траектория полета самолёта под определённым углом к поверхности при заходе на посадку) на 20 метров. Командир увеличил вертикальную скорость снижения до 4,5 м/с. В результате машина на скорости 200 км/ч приземлилась в трехточечном положении на торец взлетно-посадочной полосы. Дальше, вместо фиксирования штурвала в исходном положении, командир корабля действовал неграмотно и одновременно с постановкой рычага управления двигателем на 0° резко отдал штурвал от себя. В результате повторного грубого приземления произошло разрушение нижней части фюзеляжа и гидросистемы передней стойки. Самолет на основных шасси и подвернувшейся назад передней стойке продвинулся по полосе 400 метров, остановился и загорелся. Фюзеляж самолета сгорел, но экипаж и пассажиры не пострадали.
Дата: 20 июня 1976 года
Время: 09:06
Место происшествия: Энгельсский район, совхоз № 592
Тип воздушного судна: Ан-2
Экипаж опрыскивал посевы гербицидами от сорняков в совхозе № 592 Энгельсского района. Взлет был произведен в 07:50 по московскому времени с аэродрома центральной усадьбы совхоза. В 08:06 самолет потерпел катастрофу, разрушился и сгорел. Командир скончался по дороге в больницу, второй пилот умер в больнице на 5-е сутки.
Подробности позже установила комиссия, расследовавшая происшествие. В тот день экипаж не проходил медицинского освидетельствования, а утренние работы были начаты с опозданием на 4 часа из-за нелетной погоды. Произведя взлет, в 07:54 экипаж доложил в аэропорт Саратов о начале работы. Пройдя над полем, машина начала набирать высоту. Во время разворота самолет потерял скорость и с креном более 45° и с углом к земле около 30° столкнулся с землей. Как следует из заключения комиссии, на происшествие оказали влияние недостаточный опыт полетов и работы с жидкими химикатами. Наиболее вероятной причиной катастрофы названа потеря скорости в процессе выполнения стандартного разворота в результате ошибок в технике пилотирования, допущенных командиром воздушного судна.
Дата: 22 июня 1976 года
Время: 06:30
Место происшествия: Перелюбский район, 18 км юго-западнее населенного пункта Бригадировка
Тип воздушного судна: Ми-1
Пилот выполнял задание по обслуживанию геофизической партии. Он произвел взлет с оперативной точки Бригадировка Перелюбского района в 04:20 по московскому времени. Примерно через 1 час 10 минут после вылета с места базирования вертолет потерпел катастрофу. Один пассажир погиб, пилот и второй пассажир получили ранения.
В ходе расследования комиссия установила, что Ми-1 взлетал в направлении ЛЭП. Набирая скорость, на высоте около 15 метров вертолет столкнулся с первым проводом, лопасти хвостового винта разрушились. Затем вертолет столкнулся со вторым проводом, потерял редуктор со втулкой хвостового винта, зацепился лопастями несущего винта за землю в 102 метрах от ЛЭП и разбился. Пассажирка, выброшенная из кабины, погибла. Пилот скончался в больнице на 15-е сутки.
Дата: 25 марта 1977 года
Время: 14:59
Место происшествия: Перелюбский район, близ села Натальин Яр
Тип воздушного судна: Ан-2
Группа в составе семи самолетов Ан-2 выполняла перелет на авиационно-химические работы по маршруту Ургенч – Мячково. Машины вылетели из аэропорта Уральск в 12:33 по Москве. Полет проходил по трассе через Перелюб и Русский Камешкир.
Аварийная ситуация возникла по причине сильной облачности. Из-за отсутствия достаточной видимости второй и третий борта группы столкнулись в воздухе, не выдержав дистанции. Оба самолета упали в степь в 25 метрах друг от друга, разбились и сгорели. Все 10 человек, находившихся на бортах обоих самолетов, погибли.
Было установлено, что один из Ан-2 своим воздушным винтом разрушил силовую установку другого. При разрушении топливных и масляных коммуникаций в воздухе возник пожар, и оба самолета падали уже горящими.
Непосредственной причиной столкновения комиссия назвала грубое нарушение экипажами правил полетов, "выразившееся в выполнении полета в составе группы временами в облаках и непринятие ими своевременного решения на возврат на аэродром вылета при встрече погоды, не позволяющей выполнять полет на безопасной, а также выбранной высоте по правилам визуального полета".
Дата: 20 октября 1978 года
Место происшествия: район Саратова
Тип воздушного судна: Ан-2
Самолет попал в аварию из-за отказа двигателя. Погибших нет.
Дата: 27 октября 1978 года
Время: 9:00
Место происшествия: 4,5 км западнее аэропорта Саратов
Тип воздушного судна: Ан-2
Рейс №481 из Балаково в Саратов был первым среди шести рейсов по тому же маршруту, выполнявшимся экипажами утром 27 октября.
Прогноз погоды на маршруте не соответствовал минимуму командира воздушного судна, потерпевшего катастрофу. Минимум командира — это минимально допустимые значения видимости на взлетно-посадочной полосе, высоты нижней границы облаков или высоты принятия решения, при которых командиру разрешается выполнять взлет, посадку или полет.
В 7:25 появились данные о нелетном прогнозе для всех экипажей. Но дежурный синоптик авиационной метеорологической станции не вписал его в бланк и не сообщил о нем летчикам, выдвигающимся из Саратова.
В 08:17 было получено штормовое предупреждение, прогнозирующее с 9 до 11 часов ухудшение видимости в зоне аэропорта Саратов до 1000-1500 метров и понижение высоты облачности до 100-150 метров. В 08:35 его передали в Балаково, а в 08:39 диспетчер передал предупреждение всем бортам циркулярно, то есть не вызывая каждый борт по номерам.
В 08:52 Ан-2 №05706 запросил вход в круг у диспетчера стартового диспетчерского пункта аэропорта Саратов и получил разрешение. В 08:54 на запрос диспетчера о местонахождении экипаж ответил: "Сию подхожу ко второму". В 08:55 диспетчер передал: "На прямую вышел тяжелый борт, повнимательнее". Экипаж ответил: "Мы тяжелый пропустим, за ним зайдем". Никаких команд диспетчер экипажу самолета не дал и в течение 6 минут больше не вызывал его на связь, несмотря на резкое ухудшение погоды в это время. Оказавшись в этих условиях, экипаж в нарушение правил выполнял полет в нижней кромке разорвано-дождевой облачности, службе движения об этом не доложил, уклонился от схемы захода на посадку и между 08:57 и 09:00 столкнулся с землей. Самолет был обнаружен только через 22 часа на склоне заросшей мелколесьем и кустарником возвышенности. Командир и 11 взрослых пассажиров погибли в момент удара. Двое детей скончались от переохлаждения. Второй пилот получил тяжелые ранения.
Дата: 21 июля 1979 года
Место происшествия: район Саратова
Тип воздушного судна: Ка-26
Вертолет потерпел аварию из-за перехлеста лопастей несущего винта при посадке с попутным ветром. Пострадавших нет.
Дата: 13 сентября 1981 года
Место происшествия: район Саратова
Тип воздушного судна: Ан-2
Самолет потерпел аварию при посадке на непригодную площадку. Погибших нет.
Дата: 12 мая 1982 года
Категория рейса: военные полеты
Место происшествия: аэродром Петровск
Тип воздушного судна: Ан-24Т
Экипаж Балашовского высшего военного авиационного училища летчиков выполнял тренировочный полет с курсантом 3-го курса. При заходе на посадку с имитацией отказа левого двигателя экипаж не проконтролировал высоту и самолет просел ниже глиссады — предпосадочной наклонной прямой. Для исправления траектории режим правого двигателя увеличили до взлетного, а с целью выдерживания курса руль был отклонен в предельно правое положение. Скорость самолета упала до 142 км/ч. После пролета ближнего радиомаяка самолет накренился, потерял управление и упал в перевернутом положении в створе взлетно-посадочной полосы. После столкновения с землей самолет сгорел. Погибло пять человек — весь экипаж и курсант.
Дата: 24 июня 1983 года
Время: 10:23
Место происшествия: Краснокутский район, близ Чкалово
Тип воздушного судна: Як-18Т
Пилот-инструктор и курсант выполняли учебный полет. В 10:09 Як-18Т поднялся в воздух с полевого аэродрома Комсомольское. Инструктор должен был учить курсанта пилотировать самолет в горизонтальном положении машины, при наборе высоты и при снижении. Пилот показывает выполнение элементов управления и передает управление курсанту, который повторяет их 2-3 минуты.
Через 3 минуты 50 секунд после взлета экипаж доложил о наборе высоты до 800 метров и начале выполнения задания. В 10:22:55 на вызов руководителя полетов экипаж не ответил.
Самолет обнаружен полностью разрушенным на ячменном поле в 5 км юго-восточнее Чкалово Краснокутского района. Инструктор и курсант погибли. Очевидцев происшествия так и не нашли.
Комиссия установила, что столкновение с землей произошло на скорости 412 км/ч. Кабина была полностью разрушена, а двигатель находился в 160 метрах от места первого удара о землю.
Среди обломков обнаружили посторонний предмет - штырь Г-образной формы размерами 135х65 мм и диаметром 6 мм.
Согласно заключению государственного научно-исследовательского института гражданской авиации, на поверхности штыря спектральным анализом выявлены следы сплава на медной основе и следы сплава на алюминиевой основе. Таким образом, этот предмет мог находиться в контакте с элементами конструкции самолета.
Такой штырь, по данным заключения, являлся рабочим инструментом, он использовался при монтаже деталей органов управления самолета.
Самолет прибыл в училище после ремонта и успел налетать 42 часа 50 минут, произведя 214 посадок. Комиссия осмотрела другие самолеты Як-18Т, прошедшие капремонт на том же заводе. В хвостовых отсеках всех самолетов обнаружено незначительное количество посторонних предметов (гаек, винтов, пломб). На полу багажного отсека одного из самолетов находился Г-образный предмет размерами 90х50 мм и диаметром 4 мм. В хвостовом отсеке другого нашли разрушенное птичье гнездо и мертвую птицу. Вероятной причиной катастрофы назвали попадание постороннего предмета в органы управления руля высоты, что привело к отказу управления самолетом.
Дата: 25 мая 1988 года
Место происшествия: недалеко от села Сабуровка
Тип воздушного судна: Ми-8МТ
Вертолет Ми-8МТ №86 2-й вертолетной эскадрильи 335-го Отдельного боевого вертолетного полка (Джелалабад) летел домой в Саратов из Афганистана. На борту были участники боевых действий командир С. А. Коруевский, летчик-штурман Евгений Титов, борттехник Владимир Стекачев, авиатехники и авиамеханики А. Манцевич, А. Крылов, Н. Листратов и А. Медведев. На этапе Пугачев — Саратов сработала сигнализация малого давления масла в главном редукторе. Экипаж на сигнализацию внимания не обратил, она часто срабатывала ложно. Но вскоре редуктор заклинило. Вертолет, летевший на предельно низкой высоте (50 метров), упал в Волгу у села Сабуровка. Экипаж погиб.
Александр Ванцов, депутат Саратовской городской думы (с 1988 по 1999 работал в Саратовском гарнизоне): "Я помню историю с военным вертолетом в мае 1988 года. Вертолет летел из Афганистана. На фото видно, как его поднимают. Вертолет упал в мае 1988 года. А я приехал служить в Саратов в октябре 1988 года. В самом расследовании я не принимал участия, но общался с вертолетчиками. Они сказали, что масляный насос вышел из строя. Вертолет не долетел примерно 30 км до Сокола.
Я убежден на все 100%, что во всех случаях катастроф главная причина — это человеческий фактор. Часто летчик нарушает какие-то правила, а они очень строгие. Если самолет выходит из строя, то это тоже человеческий фактор, так как техники недобросовестно выполняют свои обязанности. В 90-е годы большое количество катастроф было связано с тем, что запчасти были фальсифицированы. Их неизвестно где производили, ставили на самолеты, а в результате случались трагедии".
Продолжение следует.
Ссылка на источник
#ВОЛЬСК, #Актуально, #Статьи
Автор: nversia.ru | Рубрика:
Канализация затопила посёлок Клёны
Сила Добра
Двадцать шестая годовщина Красной Армии
Полвека не такой уж долгий срок…
Александр ИГОНИН: «Главное - вместе дело делать»
Шёл 906 день Великой Отечественной...
Конференция Движения Первых
Шёл 887-й день войны...
Из древних веков эта сказка пришла...
Куй железо, пока подрядчик не обанкротился
Неприятности вместо льготы
Фотографии - свидетельства истории
Шёл 855 день Великой Отечественной…
Точки на карте Вольска. Кочевали гимназистки по городу...
Первый волгский писатель
Генерал травяного хоккея из ВВАТУ
И кружат листья белоснежные, а даль туманна и грустна...
С друзьями и мечтой крылатой - в путь!
Вместе брать новые высоты!
Альфа-Банк открыл первый офис в Вольске
Важная информация для поступающих в Вольский медколледж
Доходный дом Егора Левшина
В Москву- за Победой!
Дождь светлых звуков, море чувств!