Удачный день миллиардера Рыболовлева. «Спаситель мира» от да Винчи продан за $450 млн
16 ноября 2017 г. 12:16
Аукционный дом Christie’s провел в Нью-Йорке торги, посвященные послевоенному и современному искусству. Несмотря на присутствие в каталоге работ Луизы Буржуа, Марка Ротко и Энди Уорхола, внимание публики было приковано к лоту совершенно несовременному.
Это «Спаситель мира», приписываемый Леонардо да Винчи.
Картина из скандально известной коллекции российского предпринимателя Дмитрия Рыболовлева продана за сенсационные $450 312 500. Это в несколько раз больше предыдущего аукционного рекорда по части старых мастеров (в 2002 году «Избиение младенцев» Рубенса было продано за $77 млн). Но это и абсолютный ценовой рекорд, взятый каким бы то ни было произведением искусства — будь то старинным или новым, на аукционе или в ходе приватной сделки.
Измордованное поздними записями и варварскими реставрациями произведение впервые возникло на современном рынке в 1958 году, когда его продали на аукционе Sotheby’s за смешные £45. Дальше оно пропало из виду почти на полвека, и только в 2005-м его — опять же совершенно без помпы — продали с молотка в американской глубинке. Уже чуть подороже: за примерно $10 тыс.
Нью-йоркские арт-дилеры, в руки которых попал тогда «Спаситель мира», предположили, что имеют дело с подлинной работой Леонардо, которая безнадежно долго считалась утраченной. В ходе длительной реставрации, которая началась в 2007 году в институте изящных искусств Нью-Йоркского университета, картину показывали многочисленным специалистам по Леонардо из Нового и Старого света, в результате чего возник, как аккуратно выражается официальный текст аукционного дома, «широкий консенсус» относительно того, что «Спаситель» действительно написан да Винчи. То ли в 1490-е, на исходе миланского периода, то ли уже в 1500-е, примерно в одно время с «Джокондой». В 2011 году картину впервые предъявили широкой публике: лондонская Национальная галерея одолжила ее у владельцев, чтобы показать на своей нашумевшей выставке «Леонардо: живописец при миланском дворе».
Выставка в музее подобного статуса, естественно, существенно подняла акции новообретенного Леонардо. И в 2013 году владельцы картины с помощью еще раз возникшего в ее судьбе аукционного дома Sotheby’s совершили приватную сделку: их швейцарский коллега Ив Бувье купил «Спасителя мира» за $80 млн. Только для того, впрочем, чтобы через считанные дни продать его Дмитрию Рыболовлеву уже за $127,5 млн.
Сведения о продаже и перепродаже были преданы огласке, и можно себе представить бешенство, в которое пришли и консорциум прежних владельцев картины, и Дмитрий Рыболовлев. Первые кусали локти от того, что недополучили $47 млн, второй — оттого что он был вынужден эти самые миллионы переплатить. Последовали судебные иски. Иск против Sotheby’s ни к чему решительному не привел: аукционный дом заявил, что знать не знал о том, что у Ива Бувье в тот момент, когда с ним торговались, уже был на примете дальнейший покупатель, притом столь щедрый, да к тому же и $80 млн выглядели практически рекордной ценой для рынка старых мастеров. Сам Ив Бувье заявлял, что он и не обязан был раскрывать свои намерения, но это не спасло его от ареста в 2015 году (арт-дилер был выпущен под залог в €10 млн) и от длительной тяжбы с господином Рыболовлевым, в которой «Спаситель мира» был всего лишь одним из множества эпизодов. Предприниматель обвинил арт-дилера, выступавшего его агентом по закупке произведений искусства, в том, что он систематически поступал именно так, как и в случае с Леонардо — то есть, помогая господину Рыболовлеву формировать его коллекцию, на которую тот потратил, как считается, около $2 млрд, он положил в карман сотни миллионов.
Наша справка
Дмитрий Евгеньевич Рыболовлев (род. 22 ноября 1966, Пермь) — российский предприниматель, бывший фактический владелец «Уралкалия» в 1990-е—2000-е годы, с 2010 года — контролирующий акционер Банка Кипра, с 2011 года — основной владелец футбольного клуба «Монако». На протяжении последних лет входит в двадцатку богатейших людей России по версии журнала Forbes.
Рыболовлев коллекционирует предметы искусства и владеет рядом картин XIX—XX веков. Кроме того, часть средств направляет на проекты в области биотехнологий в Швейцарии.
Рыболовлев истратил на скупку произведений искусства не менее $2 млрд. В его собрании имеются значимые работы Родена, Гогена, Модильяни, Пикассо и Матисса.
#ВОЛЬСК, #Актуально, #Статьи
Автор: ИД КоммерсантЪ. Сергей Ходнев | Рубрика: Общество
Правила передвижения на электросамокатах и других средствах индивидуальной мобильности
На постоянную работу требуются
Канализация затопила посёлок Клёны
Сила Добра
Двадцать шестая годовщина Красной Армии
Полвека не такой уж долгий срок…
Александр ИГОНИН: «Главное - вместе дело делать»
Шёл 906 день Великой Отечественной...
Конференция Движения Первых
Шёл 887-й день войны...
Из древних веков эта сказка пришла...
Куй железо, пока подрядчик не обанкротился
Неприятности вместо льготы
Фотографии - свидетельства истории
Шёл 855 день Великой Отечественной…
Точки на карте Вольска. Кочевали гимназистки по городу...
Первый волгский писатель
Генерал травяного хоккея из ВВАТУ
И кружат листья белоснежные, а даль туманна и грустна...
С друзьями и мечтой крылатой - в путь!
Вместе брать новые высоты!
Альфа-Банк открыл первый офис в Вольске
Важная информация для поступающих в Вольский медколледж
Доходный дом Егора Левшина